МБОУ Идринская СОШ
О школе
Дата создания образовательного учреждения -1935год.
История школы
При работе с архивными документами абаканского волостного управления обнаружен небезынтересный для нашего района документ — «Отчет о состоянии Идринской сельской школы за 1873 год».
В 2005 году на основании архивного документа Идринской сельской школе исполняется 135 лет
После крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева в с. Идринское были сосланы казаки и уральские мастеровые.
С 80-х годов 18 века идринцы начинают заниматься ямщицкой гоньбой.
В 1823 г. с образованием Енисейской губернии 1822 г. Идринское становится волостным центром. Затем Идринская волость вошла в состав Абаканской (Краснотуранск) волости, и вновь выделена из состава Абаканской в 1886 г.
Первое упоминание об учебных заведениях в с. Идринском обнаружено в «Отчете о состоянии Идринской сельской школы за 1873 год», который волостной староста Сиротинин дал Господину штатному Смотрителю училищ Ачинского и Минусинского округов.
«Требование Вашего благородия от 5 месяца ноября за № 229, Волостное правление препровождая при сем отчет о состоянии Идринской сельской школы за 1873 год имеет честь уведомить:
1. что население, среди которого находится эта школа, есть земледельческое;
2. в селе Идринском считается 175 муж. И 170 жен. Итого 345 душ;
3. об учащихся в школе прилагается при сем именной список;
4. школа помещается в общественном доме, занимаемом учителем псаломщиком Баоковым, в комнате, в которой учатся дети, два окна в улицу и три во двор, света и тепла, а также и помещения для школы достаточно;
5. школа существует с 1870 года, местоположение ее находится в центре селения;
6. школа содержится на общественные средства, на отопление, освещение и прочие потребности отпускалось из общественных сумм 56 руб. и жалование учителю 144 руб. всего 200 руб. в год;
7. школа со времени ее открытия ревизована от министерства Народного Просвещения никем не была;
8. библиотеки при школе нет;
9. для улучшения постановки школы, как в учебном, так и в материальном положении, жители здешней волости в декабре 1872 года постановленным приговором назначали на содержании школы 420 руб. в год, но такой по представлении его к г-ну Минусинскому Окружному исправнику от 5 числа того же месяца за № 8568 по настоящее время не утвержден…»
в 1875-1876уч.г. в отчете Абаканского (впоследствии с. Краснотуранское) Волостного Правления отмечено открытие новой школы в с. Никольском, в котором проживало 250 душ обоего пола. В 1875-1876 учебном году в приложенном именном списке значилось учащихся.
В Идринском приходском училище 21 человек мужского пола, из них:
- 1-духовного звания;
- 20 — сельского сословия.
В Никольской сельской школе училось 11 учеников из них:
- 2-духовного звания;
- 9 сельского сословия.
Учебный год в Идринском училище начался с 15 Октября 1875 года. Возраст учеников с 7 до 15 лет.
Учебные заведения содержались на общественные средства, на Идринское:
- на отопление, освещение и прочие предметы 75 руб.75 коп.,
- жалование учителю 183 руб.
- итого 258 руб. 75 коп,
Никольской школе только на жалование учителю 125 руб. В отчете также отмечено, что … Оспенной эпидемии на учащихся… не было в именном списке должностных лиц в сельских учебных заведениях. На 1 января 1876 года значатся:
В Идринском училище преподавал Антон Чубукин, православного вероисповедания, закончивший Томскую губернскую гимназию, В Никольской сельской школе — учитель псаломщик приходской церкви Демид Каченко, православного вероисповедания, получил образование в Абаканском сельском приходском училище.
В статистическом отчете о состоянии Идринского приходского училища за 1883 год. Штатный смотритель училищ Ачинского и Минусинского округов дал сведения и числе учащихся в Идринском училище:
- всего учившихся на 1 января 1882 года — 19;
- число окончивших курсы — 2;
- Число вышедших до окончания курсов — 8
В том числе:
- По собственному желанию — 6
- По распоряжению начальства — 2
- Число вновь поступивших — 2
- На первое января 1883 года число учащихся
Всего-9
По вероисповеданию:
- Православного- 8
- Иудейского — 1
По сословию родителей:
- Крестьянского — 9
Учитель Копейкин в отчете «О наличности числа служащих на 1 января 1883 г. в Идринском приходском училище» отметил, что:
- Законоучителей — 1
- Учителей — 1
По сословию родителей:
- Духовного звания — 2
По образованию в учебных учреждениях:
— Средних — 1
— Учительская Семинария — 1
— Число вакантных должностей — 1
В 1882 г. в Идринском приходском училище были следующие учебные пособия (отчет учителя Копейкина):
- физические предметы и приборы; глобусы, атласы и географические карты для первоначального обучения;
- модели, инструменты и рисунки для рисования и черчения;
- прописи — 1 экземпляр;
- карандашей-12;
- перочинных ножей — 1;
- линеек — 7;
- чернильниц -16;
- досок — 2;
- грифелей- 12.
В библиотеке училища имелось следующая учебная литература:
- Программы по предмету Закона Божия.
- «вредные насекомые» Коппена.
- фармаковский «Закон о гражданских договорах».
- «предметные уроки по мысли».
- «уроки русского православия год 1-й, 2-й, и 3-й год последний».
- «этимология русского языка» Кирпичникова и Гиляровского.
- циркуляр по Восточно-Сибирским Учебным округам за 1882 г.,
В библиотеке учебников и книг для чтения были:
- Басни Крылова с биографией.
- «Двенадцатый год» Шалфеева.
- «Горе о ума» Грибоедова.
- 25 летний юбилей царствующего Императора Александра 2.
- печатный алфавит.
- Бобровский 28 таблиц.
- «История русского народа в картинках» Золотова.
В 1889 году в с. Идринском было открыто 2х классное приходное училище. В Старых Кнышах, больших Кнышах, Никольском, Новоберезовке, Отроке, Иннокентьевне, Вознесенские были одноклассные.
Какой она была, Идрннская средняя школа, 69 лет назад? На 1 сентября 1935 года в районе значилось 45 начальных школ, три неполных средних это семилетки Большехобытская, Малокнынышинская и Екатериновская и появилась первая в районе Идринская средняя школа.
В ней было два первых класса, по одному вторых, третьих и четвертых, три — пятых, по два — шестых и седьмых, один восьмой класс. Количество учащихся — 453 человека. Занятия проходили в трех деревянных зданиях в две смены. В школе было 67 октябрят, 82 пионера и 14 членов ВЛКСМ. Работало 102 кружка. Из всех технических средств действовало радио.
Из-за нехватки помещений школьную столовую переоборудовали классную столовую переоборудовали в классную комнату, поэтому, если в сентябре питались все учащиеся, то в течение года только 50 человек. Школа имела земельный надел в 25 гектаров, где выращивались овощи, картофель, пшеница и овес. Последний нужен был для школьной лошади, без которой невозможно было наготовить дров.
Несмотря на то, что не имелось библиотеки, не говоря уже о наглядных пособиях по химии, физике, биологии, в школе царил дух соревнований. Соревновались между классами, отдельными учащимися.
В учебно-воспитательных планах классных руководителей были такие разделы, как кружковая, пионерская, работа с учителями-предметниками, организация перемен и выходных дней, работа с отстающими. Главное в воспитательном плане — антирелигиозное, интернациональное направления, любовь к Родине.
Силами учителей и их воспитанников к праздникам писались лозунги, самодеятельные артисты ставили спектакли, концерты. Прием эту работу не оставляли и летом. Классные руководители посещали дома учащихся, вели беседы с родителями. Повседневно оказывали помощь отстающим школьникам. Было организовано шефство сильных, в плане учебы, ребят над слабоуспевающими. Уделялось внимание состоящую тетрадей, учебников. Велась борьба за культурное поведение, сделали за чистотой одежды, личной гигиеной, порядком в сумке. Не оставляли в покое и нарушителей дисциплины. Связь родителей со школой была очень тесной, они не только ходили на собрания, но и принимали активное участие в школьной жизни. Словом, жизнь кипела ключом.
Шли годы. Менялась жизнь, преобразовалась и школа. Трехэтажная кирпичная красавица стоит в окружении берез и тополей. Лошадь сменили трактор и машина. К услугам учащихся — светлые оформленные классы, централизованное отопление, вода, столовая, спортивный зал, учебные мастерские. Неизменным остается одно — все так же звенит в стенах школы ребячий смех, все так же учат здесь «Буквы первые писать тонким перышком в тетрадь…»
Образование и формы обучения
Обучение в школе, с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школы — в форме семейного образования и самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в школе.
Программа развития
Программа развития МБОУ Идринская СОШ разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Данная Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития образовательной организации. В программе развития отражаются системные, целостные изменения в образовательной организации, сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Программа включает в себя серию комплексных целевых проектов для всех участников образовательных отношений (учащихся/воспитанников, педагогов, родителей и социальных партнеров).